Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Много об этом говорят и пишут. Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживает всеобщего уважения, а
Поэзию Маяковского часто называют новаторской. И действительно Владимир Владимирович привнес много ранее не виданного в содержание и форму стиха.
Так, футурист писал на темы не совсем обычные и «свежие» для русской лирики. Например, произведения о революции, гражданской войне, социалистическом строительстве, но без упора на историчность. Маяковский в своих стихотворениях опирался на сочетание лирического и сатирического и рассматривал скорее не сами события, а их суть. Например, «Ода революции».
«Слава».
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе».
Но главное новаторство Маяковского не в содержании, а в форме стиха.
• Во-первых,
• Во-вторых, Маяковский часто использовал приёмы разговорной и ораторской речей. Кем-то из-за этого поэзия футуриста считается грубой. Но в целом, такой приём способствует сближению гражданина/обычного человека и поэта.
• В-третьих, особенность творчества Маяковского заключается в исключительном отношении футуриста к интонации. Так, стих поэта часто называют «интонационно-тонический». Владимир Владимирович ставил самое главное слово в конец строки, выделяя его интонацией, а затем рифмовал с другим словом, выделяя предыдущее ещё и смысловым ударением. Также поэт создал «лесенки» - графическое разделение строк паузами. Это нужно было для понимания ритма произведений Маяковского.
К новаторству поэзии Маяковского также относят систему образов, которую он использовал. Не секрет, что стихотворения поэта имеют яркую и резкую социальную окрашенность:
Сверху взгляд на Россию брось –
рассинелась речками,
словно разгулялась тысяча розг,
словно плетью исполосована.
Но синей, чем вода весной,
синяки Руси крепостной.
Чаще всего для усиления своих образов Владимир Владимирович использовал тропы: олицетворение, метафоры и сравнения. Ещё один распространенный приём - гипербола, в чём-то даже – отличительна черта поэзии Маяковского. Вот почему по отношению к творчеству Владимира Владимировича часто употребляют такое понятие, как гиперболизм – преувеличенность. А метафора Маяковского всегда узнаваема, ведь чаще всего поэт использует ассоциации с предметами быта, с революционными образами: «Песчинки - пули, песок – пулеметчики».
В завершение отрывок из самой известной поэмы Владимира Владимировича Маяковского «Облако в штанах»
«Вдруг
и тучи
и облачное прочее
подняло на небе невероятную качку,
как будто расходятся белые рабочие,
небу объявив озлобленную стачку.
Гром из-за тучи, зверея, вылез,
громадные ноздри задорно высморкая,
и небье лицо секунду кривилось
суровой гримасой железного Бисмарка.
И кто-то,
запутавшись в облачных путах,
вытянул руки к кафе —
и будто по-женски,
и нежный как будто,
и будто бы пушки лафет»